вторник, 30 ноября 2010 г.

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…
И чтобы дать ученикам искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света».
В. А. Сухомлинский


Утро. Глаза распахнуты навстречу проблемам дня. Порой поражаешься, как плотно насыщен день, как успеваешь столько всего сделать. Дорога в школу длится ровно 5 минут – иду кратчайшим путем. Вот уже и школа. Интересно, где я больше провожу времени? Наверное, в школе. Здесь мой дом.

С чего начинается путь к своей профессии? У меня - с семьи, с детства, когда я усаживала перед собой любимых кукол и учила их читать и писать… Со скрипа крашеной деревянной лестницы в старом особняке, ведущей в классы вечерней школы, где долгие годы работал директором мой дед, а потом и мама… С рассказов бабушек о достижениях своих замечательных учеников…

Я никогда не ставила перед собой вопрос «кем быть?» Я всегда знала ответ. Моя судьба была предрешена кем-то свыше в тот миг, когда я появилась на свет в семье педагогов. Я подсчитала педагогический стаж нашей династии, оказалось, что на сегодняшний день, он составляет 209 лет! Среди нас есть учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории, географии, математики и информатики, иностранных языков и биологии.

В жизни каждого из нас есть или были свои любимые учителя. На вопрос, были ли они настоящими, может ответить время. Если в твоей жизни, в твоей душе эти люди оставили яркий свет, если они будили в тебе заветные струны и звали выше, значит, были настоящими. Тебе повезло. Мне повезло. Я очень любила свою школу, свой класс, своих учителей. Добрая и внимательная Светлана Александровна, понимающая Татьяна Григорьевна, строгая и требовательная Наталья Сергеевна, справедливая и всегда уверенная в себе, своих знаниях и в учениках Елена Ивановна. Но есть человек, сыгравший решающую роль в моей жизни. Это моя мама… У истоков моего пути в профессию стоит именно она. Мама воспитывала меня своими рассказами о школе, о трудных ситуациях с детьми и их семьями, ответственным отношением к своему делу, поступками, отношением к людям и даже отношением к своей загруженности по дому и своей усталости.

Придя в школу, я уже знала, что учительство – это особая форма существования. Нужно быть немножко сумасшедшим, чтобы ночами снились мероприятия предметной недели, а в отпуске в голове рождались темы исследовательских работ. Видимо, в этом сумасшествии и заключается философия профессии учитель… Нужно постоянно быть в творческом поиске, чтобы оставаться интересным для своих учеников. Трудиться умственно, испытывать от этого удовольствие – вот путь к успеху. Нужно быть честным с собой и детьми, отбросить субъективное отношение к ученику, что бывает порою очень непросто. Педагог не должен проходить мимо жестокости и насилия. Учитель не может быть равнодушным, лживым. Детям нельзя лгать. Стоит только раз сфальшивить – нить взаимопонимания порвется.

Работая в школе, я поняла, что ученик – не сосуд, который до краев нужно наполнить знаниями. Ребенку жить в новом, быстро меняющемся мире, поэтому ученика не нужно освобождать от необходимости мыслить, я стараюсь учить детей не бояться ошибаться, высказывая свое мнение, свои пути решения задач. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вот только мне ошибаться все же нельзя – мои педагогические ошибки могут иметь слишком большую цену.

За одиннадцать лет работы учителем я пришла к уверенности: каждый ребенок – личность. Вот они, мои школьные дети, идут мне навстречу. Такие разные: тихая Олечка, громогласная Элина, очень открытая и непосредственная Света, хитренький непоседа Влад, моя головная боль – Никита… А Таня, встретив меня в коридоре, здоровается сегодня уже в десятый раз. Каждый из них неповторим. Каждого нужно уважать. Уважать его мысли, чувства. Каждого нужно любить, принимать таким, какой он есть.

Моя задача не только воспитывать личность, способную успешно реализовать себя в обществе, но также воспитывать доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине. Эти качества во все века составляли неизменную ценность человеческой культуры. Поэтому главная моя цель – воспитывать здорового, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны.

Счастлива ли я в школе? Наверное, да. Счастье видеть, что ты для своих учеников что-то значишь, знать, что тебе доверяют свои нехитрые детские секреты, видеть, как откликаются сердца в ответ на твою вдохновенную речь. Счастье, когда понимают тебя.
Я люблю школу, этот мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Окончен рабочий день, пустеют школьные коридоры. Устала? Конечно. Но это хорошая усталость, как у спортсмена – тяжело дышит, ноют мышцы, но блеск в глазах, потому что добежал, смог, в очередной раз победил самого себя! Не успеешь отдохнуть, а уже надо думать о том, какими будут уроки завтра. Но это потом, в магазинной очереди, по пути домой, стоя у плиты, при свете настольной лампы, когда все в доме спят… А сейчас есть чувство удовлетворения от сознания того, что кому-то я сегодня подарила частичку своей души и знаний.

Проходят года, подрастает моя дочка. Недавно она искренне сокрушалась: "Вам хорошо, вы уже выбрали себе профессию, а вот я не могу решить, или зверей лечить или детей учить!" Какую профессию она выберет, я не знаю, но, наблюдая за ней, я делаю вывод, что ее самая любимая игра – «в школу». Философия служения людям, которая передавалась от поколения к поколению в нашей семье, становится и ее убеждением. Я думаю, что в наше семье подрастает новый педагог.


Жесткова (Епанчинцева) Алёна Владимировна

Комментариев нет:

Отправить комментарий